96. Азадовский — Оксману
<Москва>1
16 октября <19>52
Дорогой Юлиан Григорьевич,
меня очень порадовала Ваша записочка,
переданная мне Ксенией Петровной. Конечно, никогда не надо забывать мудрых
слов о «князьях человеческих»2, — но год спокойной (более ли менее)
работы, видимо, обеспечен. Переход же теперь на другую работу или в другой
город возможен, само собой разумеется, лишь в систему Акад<емии>
Наук, не в вуз. А приняты ли меры для скорейшего избрания и утверждения Вас
профессором?3 Нельзя же еще продолжать
сидеть на мизерной ставке.
Рецензия мадам
Марич причинила мне, конечно, не мало горьких минут. Был я в редакции «Нового
Мира». Этому свиданию предшествовал разговор с Тарасенковым4
Н. К. Гудзия на соответственную тему. Редактор успел за это время ознакомиться
с моей статьей (к<ото>рую он в то время не читал) и выразил мне
«глубокое сожаление» по поводу «несомненно ошибочной»
рецензии. Одновременно он дал распоряжение написать Марич письмо от редакции с осуждением
ее метода. Но «опровержение» напечатать, конечно, отказался, предложив мне
взамен этого выступить в ближайшее же время в их журнале с какой-либо рецензией. Это будет, - сказал он, - как
бы заявлением редакции, свидетельствующим об ее отношении к Вам (т. е.
ко мне). — Ну, что делать?
«Для бедной Тани
все были жребии равны»5. Я согласился. Решил написать рецензию на «Якушкина», т. е. на
обштрайхованного Якушкина6. В связи с
этим прошу отметить какие-либо особо важные моменты, к<ото>рые должно
подчеркнуть в рецензии, и которые, б<ыть>
м<ожет>, я упустил: как положительные, так и отрицательные.
«Положительное» — как будто можно сказать о текстовой стороне или и здесь Вы
нашли какие-нибудь «кануперы»7. Только сделайте это, милый друг,
скорее, ибо рецензию я должен представить
Я смотрел
здесь Вашу заметку о «Песне К-ой»9. Вы,
конечно, правы. Более глупого объяснения, чем «песня Конституции» трудно
придумать10. Конечно, не может быть автором ее Баратынский. Это —
бесспорно. Но все же обратите
внимание на одну страничку в моих
«Бестужевых» (414) и примечание К ней. Что-то в
деятельности и личности Барат<ынско>го было такое, что позволяло
приписывать ему разные революционные, противоправительственные и антипоповские
стихи11.
Илья
приехал. Очень поправился, посвежел, полон сил и
энергии, смотрит на все оптимистически, но меня здешние ауспиции весьма и
весьма тревожат.
Обнимаю. Жму руку.
Ваш М. А.
Будьте добры:
передайте И. В. Пороху, что я ему писал из Малеевки, но забыл его домашний
адрес и потому направил послание на Университет, истфак. Не затерялось бы.
М.
1 Из содержания письма явствует, что оно
написано в Москве. Отправлено, согласно почт. штемпелю, из Москвы 17 октября.
2 Вероятно,
имеются в виду слова псалма: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в
котором нет спасения» (Псалтирь, 145, 3). См. также: Марк, 10, 43-45.
3 См. примеч. 27 к письму 41.
4 Анатолий
Кузьмич Тарасенков (1909—1956) —литературовед, критик, библиограф. Собиратель
уникальной библиотеки рус. поэзии
начала XX в.
В 1950—1952 гг. — зам. главного ред. НМ.
5 «Евгений Онегин»
(8, XLVII).
6 См. примеч. 7 к письму 53.
7 Канупер
(кануфер, калуфер) — душистое растение. Азадовский подразумевает, однако,
сатирическое стихотворение Некрасова «Газетная» (1865), где это слово вложено в
уста цензору и употреблено в значении «опасное, уязвимое место в печатном
тексте»: «Например, Вальтер Скотт или Купер / — Их на веру иной пропускал, / Но
и в них открывал я канупер!/ (Так он вредную мысль называл)».
8 Рецензия
появилась в № 3 за
9 Имеется
в виду сообщение Оксмана «Об авторе нелегальной песни "Подгуляла
я"», напечатанное под псевдонимом А. Осокин в ЛН (Т. 59. С. 268—272). Оксман оспаривает высказанное на следствии М.
И. Муравьевым-Апостолом предположение, что автором песни является Е. А.
Баратынский, и истолковывает фамилию в заглавии «Песня К...ой», данном ей при
публикации в сб. Герцена и Огарева «Рус. потаенная лит-ра» (Лондон, 1861), как фамилию Теофании
Станиславовны К. (см. примеч. 2 к письму 72).
10 Автором этого объяснения был В. Н. Орлов,
полагавший, что заглавие «Песня К...ой» вообще не поддается расшифровке, что «в
печатный текст вкралась какая-то ошибка» и что «в данном случае имелась ч виду
"Конституция"» («Декабристы...». С. 638).
11 В
кн. Бестужевы на с. 414 приведено в тексте рассказов Е. А. Бестужевой,
записанных М. И. Семевским, стихотворение «Мы добрых граждан позабавим...», приписанное
рассказчицей Е. А. Баратынскому (ср. примеч. 12 к письму 68). Опровергая это
предположение, Азадовский отметил в примеч. на с. 791 подобную версию как симптом отношения к
Баратынскому в декабристской среде.