96. Азадовский Оксману

<Москва>1 16 октября <19>52

Дорогой Юлиан Григорьевич,

меня очень порадовала Ваша записочка, переданная мне Ксенией Петров­ной. Конечно, никогда не надо забывать мудрых слов о «князьях человечес­ких»2, — но год спокойной (более ли менее) работы, видимо, обеспечен. Пе­реход же теперь на другую работу или в другой город возможен, само собой разумеется, лишь в систему Акад<емии> Наук, не в вуз. А приняты ли меры для скорейшего избрания и утверждения Вас профессором?3 Нельзя же еще продолжать сидеть на мизерной ставке.

Рецензия мадам Марич причинила мне, конечно, не мало горьких минут. Был я в редакции «Нового Мира». Этому свиданию предшествовал разговор с Тарасенковым4 Н. К. Гудзия на соответственную тему. Редактор успел за это время ознакомиться с моей статьей (к<ото>рую он в то время не читал) и выра­зил мне «глубокое сожаление» по поводу «несомненно ошибочной» рецензии. Одновременно он дал распоряжение написать Марич письмо от редакции с осуждением ее метода. Но «опровержение» напечатать, конечно, отказался, пред­ложив мне взамен этого выступить в ближайшее же время в их журнале с какой-либо рецензией. Это будет, - сказал он, - как бы заявлением редакции, свидетельствующим об ее отношении к Вам (т. е. ко мне). — Ну, что делать?

«Для бедной Тани все были жребии равны»5. Я согласился. Решил напи­сать рецензию на «Якушкина», т. е. на обштрайхованного Якушкина6. В связи с этим прошу отметить какие-либо особо важные моменты, к<ото>рые долж­но подчеркнуть в рецензии, и которые, б<ыть> м<ожет>, я упустил: как поло­жительные, так и отрицательные. «Положительное» — как будто можно ска­зать о текстовой стороне или и здесь Вы нашли какие-нибудь «кануперы»7. Только сделайте это, милый друг, скорее, ибо рецензию я должен представить

Я смотрел здесь Вашу заметку о «Песне К-ой»9. Вы, конечно, правы. Более глупого объяснения, чем «песня Конституции» трудно придумать10. Конечно, не может быть автором ее Баратынский. Это — бесспорно. Но все же обратите

внимание на одну страничку в моих «Бестужевых» (414) и примечание К ней. Что-то в деятельности и личности Барат<ынско>го было такое, что позволяло приписывать ему разные революционные, противоправительственные и анти­поповские стихи11.

Илья приехал. Очень поправился, посвежел, полон сил и энергии, смотрит на все оптимистически, но меня здешние ауспиции весьма и весьма тревожат.

Обнимаю. Жму руку.

Ваш М. А.

Будьте добры: передайте И. В. Пороху, что я ему писал из Малеевки, но забыл его домашний адрес и потому направил послание на Университет, ист­фак. Не затерялось бы.

М.


1  Из содержания письма явствует, что оно написано в Москве. Отправлено, согласно почт. штемпелю, из Москвы 17 октября.

2  Вероятно, имеются в виду слова псалма: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Псалтирь, 145, 3). См. также: Марк, 10, 43-45.

3  См. примеч. 27 к письму 41.

4  Анатолий Кузьмич Тарасенков (1909—1956) —литературовед, критик, библио­граф. Собиратель уникальной библиотеки рус. поэзии начала XX в. В 1950—1952 гг. — зам. главного ред. НМ.

5  «Евгений Онегин» (8, XLVII).

6  См. примеч. 7 к письму 53.

7  Канупер (кануфер, калуфер) — душистое растение. Азадовский подразумева­ет, однако, сатирическое стихотворение Некрасова «Газетная» (1865), где это слово вложено в уста цензору и употреблено в значении «опасное, уязвимое место в печатном тексте»: «Например, Вальтер Скотт или Купер / — Их на веру иной пропускал, / Но и в них открывал я канупер!/ (Так он вредную мысль называл)».

8  Рецензия появилась в № 3 за 1953 г. (см. примеч. 7 к письму 53, а также письмо 62).

9  Имеется в виду сообщение Оксмана «Об авторе нелегальной песни "Подгуля­ла я"», напечатанное под псевдонимом А. Осокин в ЛН (Т. 59. С. 268—272). Оксман оспаривает высказанное на следствии М. И. Муравьевым-Апостолом предположение, что автором песни является Е. А. Баратынский, и истолко­вывает фамилию в заглавии «Песня К...ой», данном ей при публикации в сб. Герцена и Огарева «Рус. потаенная лит-ра» (Лондон, 1861), как фамилию Теофании Станиславовны К. (см. примеч. 2 к письму 72).

10 Автором этого объяснения был В. Н. Орлов, полагавший, что заглавие «Пес­ня К...ой» вообще не поддается расшифровке, что «в печатный текст вкралась какая-то ошибка» и что «в данном случае имелась ч виду "Конституция"» («Декабристы...». С. 638).

11 В кн. Бестужевы на с. 414 приведено в тексте рассказов Е. А. Бестужевой, запи­санных М. И. Семевским, стихотворение «Мы добрых граждан позабавим...», приписанное рассказчицей Е. А. Баратынскому (ср. примеч. 12 к письму 68). Опровергая это предположение, Азадовский отметил в примеч. на с. 791 подо­бную версию как симптом отношения к Баратынскому в декабристской среде.