39. Оксман — Азадовскому
<Саратов> 15 августа <1950> Дорогой
Марк Константинович,
возвратившись из Москвы, где пробыл я в
общей сложности ровно месяц, застал у себя на столе ваше письмо от 20.VII. Спешу откликнуться на него, именно
«откликнуться», а не «ответить».
В Ленинград я не выбрался;
думаю, что это скорее хорошо, чем плохо. Но в Москве видался с Ник<олаем> Ив<ановичем>, с Орловым и многими другими
ленинградцами. С<оломон> А<брамович> вам
расскажет подробнее о моих впечатлениях и настроениях. О вас мне рассказывала
Лидия Корнеев-на1, которая сейчас стала специалисткой по декабристам
в Сибири2. Ваши планы переиздания
воспоминаний Бестужевых горячо приветствую. Книга очень
нужная, никто ее не сделает сейчас лучше вас. Я бы только добавил к ней
дневники Бестужева (из сб<орника> «Памяти
декабристов»)3, да писем дал бы в приложениях побольше из
«Рус<ского> Вестника»
Книга Эльсберга о
Герцене — неплохая книга, но абсолютно абстрактна и схоластична. Автор не
чувствует обстановки ни 30-х, ни 40-х, ни 50-х, ни 60-х годов. Герцен
оказывается столь же неподвижным, как и сам Эльсберг,— он не развивается, не
растет, говорит одним и тем же голосом и в юности, и в старости. Все это
следствие антиисторического мышления, отрыва от конкретных условий развития
литературы и общественной мысли, рецидив пере-верзевщины12.
147
Для сборника Инст<итута>
Истории я пишу о нелегальных изданиях Союза Благоденствия («Воззвание к сынам
Севера», «Зеленая книга»13), ставя общие вопросы о подпольной печати
10-х и 20-х годов, о нелегальных изданиях (в том числе и листовках ложи
избранного Михаила)14 и т. д. Хотелось бы втиснуть в эту работу и
статью «Пифагоровы законы»15, но это не так легко сделать без
нарушения композиционного единства. Оперирую, конечно, старым запасом, а новую
литературу предмета (Нечкина, Базанов и пр.) учитываю лишь для полемич<еских> замечаний.
Тема «Белинский и
декабристы» меня в свое время (не так давно) очень занимала, кое-что я даже
написал, но в целом эта работа не имеет шансов на успех, а потому я ее и не развертывал16. Но для себя все основное я уяснил, если и не до конца, то очень недалеко от
него...
О книге
Благого мне пришлось так много и говорить, и писать, что на некот<орое>
время необходимо о ней и помолчать. Написана она прекрасно, но все так зализано
и обескровлено, что похоже больше на автобиографию Благого, чем литер<атурную> биографию Пушкина. Книга написана на
премию, а не для разрешения тех или иных научных проблем по существу. Она бессовестна
в самом точном смысле этого слова. Самое слабое место книги — проблема
«декабризма» Пушкина. В корне неверно решаются вопросы и ли-тер<атурной>
генеалогии Пушкина, т. е. по старинке — «дитя Жуковского, Батюшкова,
Карамзина», воспитанник «Арзамаса»!
Сердечный привет Лидии Владимировне и вам
от нас обоих.
Ваш Ю. Оксман
1 Лидия Корнеевна Чуковская (1907—1996) — писательница, историк лит-ры; общественный
деятель. Ю. Г. Оксман принадлежал к числу тех, кто рано сумел оценить ее лит. талант. «Она
очень талантливый литератор и пишет превосходно», — утверждал он в письме к С.
А. Рейсеру 24 июля
2 В
конце 1940-х гг. Л. К. Чуковская занималась темой «Декабристы и Сибирь», издала
книги: «Декабрист Николай Бестужев — исследователь Бурятии»
(М., 1950) и «Декабристы — исследователи Сибири» (М., 1951); последнюю работу Азадовский
читал и рецензировал в рукописи и затем откликнулся на обе книги сочувственной
рецензией в печати (Сиб. огни. 1951. N° 5. С.
105—108). Подробнее см. в письмах Л. К. Чуковской к М.
К. Азадовскому (РГБ. Ф. 542. Карт. 72. Ед. хр. 60).
3 Имеется
в виду публикация дневника А А Бестужева (во время поездки в Москву в
Николай
Васильевич Измайлов (1893—1981) — литературовед, текстолог, автор работ о
Пушкине, И. С. Тургеневе и др. С 1924 по 1929 гг. и с 1957 по 1970 гг.
заведовал Рукописным отделом ПД. Преподавал в ЛГУ.
Краткие сведения об аресте Измайлова по делу академика С. Ф. Платонова, о его
драматической роли в этом деле и пр. см. в публ.: Устинов А. Б. Письма
Ю. Г. Оксмана к Л. Л. Домгеру. С. 540.
Сохранилась
«характеристика» Оксмана, написанная Н. В. Измайловым, с датой: 30 декабря
148
В ней обозначены основные вехи знакомства
и деловых отношений Измайлова с Оксманом. «Я встречался с ним с
4 В «Рус. вестнике» публиковались письма А. А. Бестужева к H. A и К. А. Полевым (1861.
№ 3. С. 285—335; № 4. С. 425—487), а также его письма к родным (1870. №
5. С. 213-264; № 6. С. 485-524; N9 7. С. 46-76). Часть
этих писем перепечатана в кн.: Бестужев-Марлинский
А. А. Соч.: В 2 т. М., 1958. Т. 2 (переиздано: М., 1981).
3 Имеются в виду Бестужевы.
6 Степанов
Л. Романтические повести А. Марлинского//Лит. учеба. 1937. № 9. С. 25—59; вариант в кн.: Бестужев А. Избр. повести. Л., 1937. С. 3—42.
Николай
Леонидович Степанов (1902—1972) — литературовед, автор работ о Крылове,
Пушкине, Гоголе, Некрасове и др. Занимался изучением рус.
футуризма; в 1928—1933 гг. издал (совместно с Ю. Н.
Тыняновым) пятитомное Собр. соч. В. Хлебникова. «...В прошлом
ученик Ю. Г., боготворил его и заботился о нем преданно и бескорыстно (во
время заключения Ю. Г. неоднократно хлопотал о нем)» (Богаевская К. П. Возвращение.
С. 103). В
7 Имеется
в виду; Бестужев-Марлинский Л. Л, Собр. стихотворений / Подг. текста Г.
В. Прохорова. Вступ. ст., ред. и примеч. H. И. Мордовченко. Л., 1948.
Григорий
Васильевич Прохоров (1890—1942) — историк лит-ры,
публикатор и комментатор (в частности — писем Бестужевых).
8 Оксман
имеет в виду кн.: Васильев В. Бестужев-Марлинский на Кавказе. Краснодар,
1939.
Всеволод
Александрович Васильев (1881—1964) — литературовед. Профессор Пятигорского пед. ин-та, позднее — профессор и ректор Ставропольского
пед. ин-та.
9 Алексеев
М. П. Этюды о Марлинском. Иркутск, 1928. В книгу вошли три очерка: Легенда
о Марлинском; Источники повести «Аммалат-Бек»; Марлинский на сцене.
10 Автором
отзыва, как явствует из письма 41, был Н. Л. Бродский.
11 Речь идет о литературоведе Лидии
Абрамовне Лебедевой (1910—1968), близком друге семьи Азадовских, авторе дисс.
«Лит. деятельность декабриста
Н. А. Бестужева» (Иркутск, 1948). Некоторые обстоятельства защиты дисс. Л. А. Лебедевой см. в ее письмах к М. К. Азадовскому (РГБ.
Ф. 542. Карт. 65. Ед. хр. 26). См. также письмо 41.
12 Валерьян
Федорович Переверзев (1882—1968) — литературовед, один из главных
представителей т. наз. «социологического метода», активно насаждавшегося в
1920-е гг. (сб. «Литературоведение», 1928). В конце 1920-х гг. Переверзев был
подвергнут резкой критике; в
13 Речь
идет о несохранившихся нелегальных изданиях. «Воззвание к сынам Севера»,
находившееся среди книг В. Ф. Раевского, было, согласно показаниям «первого
декабриста», уничтожено им в
149
14 Имеются в виду три масонских стихотворения
(два Ф. Н. Глинки и одно А. А. Никитина), напечатанные на отдельных листках без
указания года издания. Упоминая о них, Оксман характеризует
их как «до сих пор в литературе неизвестные», но не сообщает места хранения
(см.: Оксман Ю. Г. Из истории агитационно-пропагандистской лит-ры
двадцатых годов XIX века // Очерки из истории движения декабристов. С. 463). Возможно, исследователь пользовался
экземплярами, находящимися среди собранных А. А. Сиверсом бумаг А. Д. Боровкова
(ГА РФ (б. ЦГАОР). Ф. 1068. Оп. 1. Д. 739).
15 «Пифагоровы законы и нравственные правила» — так называлось выполненное
В. С. Сопиковым и не раз печатавшееся сокращенное рус.
переложение шеститомного труда франц. поэта,
публициста и филолога Сильвена Марешаля («Путешествие Пифагора», 1799). Книжка
Сопикова объединяла в себе ряд социально-политических афоризмов, якобы
принадлежавших Пифагору, и послужила впоследствии основанием для устава ранней
декабристской организации — «Общества соединенных славян». Круг вопросов,
связанных с этой темой, подробно исследуется в работе Оксмана (см. примеч. 9 к
письму 37). См. также примеч. 1 к письму 42; примеч. 6 к письму 71.
Василий Степанович Сопиков (1765—1818) —
ученый, переводчик; основоположник рус. библиографии.
16 Вопрос о приобщении Белинского к традициям рус.
освободительного движения (в частности — декабризма)
затрагивается Оксманом в исследовании «К истории работы Белинского в
"Телескопе"» (Уч. зап. Саратовского гос. ун-та. Т. XXXI. С. 250—262; раздел
«Белинский и лит.-театральный салон Н. С. Селивановского»).
Впоследствии Оксман посвятил этой теме статью «Белинский и политические традиции
декабристов» в кн.: Декабристы в Москве. Сб. статей. Под
ред. Ю. Г. Оксмана (Труды музея истории и реконструкции Москвы. Вып. VIII).
М., 1963. С. 185-219.